организация автолинии

Представим себе, что все станки в цехе работают автоматически. Как будто тогда и весь цех можно назвать автоматическим! Верно ли это? Нет, неверно! Ведь по-прежнему нужно, чтобы за каждым из этих станков или за небольшой группой станков наблюдал рабочий, чтобы он подавал заготовки, а другие рабочие передавали изделия от станка к станку и следили, чтобы ничто не тормозило работы станка, не создавало затора. Нужно было сделать так, чтобы станки обслуживались приборами, чтобы эти приборы даже «наблюдали» за ними, чтобы целые линии станков работали как один огромный автомат, от начала до конца изготовляющий сложное изделие.

Этот, следующий, шаг к новым чудесам в станочной обработке уже сделали станочники-рационализаторы нашей страны. Началось с того, что рабочие, передовики социалистического соревнования, мастера своего дела, путем разумной и тщательной организации своего рабочего места и труда добились возможности обслуживать не один, а два и более станков. Этот опыт быстро распространился на предприятиях нашей страны. И тогда из среды станочников выдвинулись особо талантливые люди, творцы-изобретатели, стремящиеся увеличить число обслуживаемых станков, но уже не только за счет рационализации труда, а за счет усовершенствования станков и механизации связи между ними.

На шарикоподшипниковом заводе кольца подшипников обрабатывались на токарных полуавтоматах. Это первоклассные станки. Каждый такой станок без вмешательства человека выполняет девять сложных операций — девять инструментов по очереди обрабатывают изделие. Но заготовка кольца надевалась на шпиндель рабочим; ему же приходилось снимать изделие со станка. Тогда один из работников этого завода приспособил к станкам «механические руки», которые ставят на место заготовку кольца, снимают обработанное изделие, передают его и надевают на шпиндель второго станка для окончательной обработки.

Они же снимают уже изготовленное кольцо и подают в приемный жолоб лоток. На том же заводе четыре шлифовальных станка последовательно обрабатывали ролики подшипников. На каждом станке выполнялась только одна операция. Ролики передавались от станка к станку вручную. В процессе работы было замечено, что ролики не падали в приемник изделий, а по инерции, полученной от вращения, выбрасывались с большой силой. Оседлать эту силу, заставить ее помогать станкам — такую задачу поставил перед собой изобретатель.

И решил ее с успехом. Он соединил четыре станка трубками. Ролик, выброшенный из-под шлифовального инструмента первого станка, попадал в трубку, соединенную со вторым станком. Один за другим изделия набивались в трубку, толкали передние ролики, заставляя их двигаться от станка к станку. Так четыре станка как бы срослись в один. Так получилось, что многостаночники в конце концов превращали ряд станков, занятых различными операциями изготовления одного изделия, как бы в единый огромный станок

Комментарии закрыты.