линия станков

В цехе завода еще издали бросается в глаза вытянувшийся в длину почти на 20 метров необычный настольный станок. Но когда мы подойдем к нему ближе, то увидим, что это не один, а восемь агрегатных станков, выстроенных в линию. Они стоят сомкнутым строем, и те места в станках, где будет последовательно обрабатываться блок цилиндров двигателя грузового автомобиля, соединены между собой длинной штангой, проходящей сквозь всю линию. На штанге на равном расстоянии друг от друга расположены особые детали-захваты, которые называются «собачками».

Головки станков оснащены сотнями сверл, разверток, метчиков и других инструментов; они размещены так, что точно войдут в многочисленные отверстия в теле блока и прямо сверху, и сбоку, и под углом для обработки наклонных отверстий. Над сквозной штангой образовался своего рода туннель, проходящий сквозь все восемь станков. Это будущий путь обрабатываемого блока. У начала этого пути перед первым станком расположен пульт управления; около него — один человек, он наблюдает за тем, как работает вся линия, как действуют отдельные ее станки и устройства. Против входа в «туннель» уже приготовлены отливки блока, которые «нужно обработать.

Человек нажимает пусковую кнопку — и вся линия станков оживает. Сквозная штанга словно дернулась вперед, ее захваты включились в работу, один из них, первый в линии, зацепил и увлек за собой первый блок, точно поставил его на рабочее место в первой позиции линии, и тут же вся штанга подалась назад. Зажимные приспособления мгновенно «вцепились» в изделие, надежно закрепили его на месте.

А в это время точным, размеренным движением подались к поверхностям блока головки станков сверху и сбоку. Миг — и в изделие вошли многочисленные инструменты; проходят десятки секунд — инструменты сделали свое дело и отошли назад. Снова дернулась вперед штанга. На этот раз она зацепила первый блок и переставила его дальше, в промежуток между двумя первыми позициями, и одновременно захватила второй блок, увлекла его на первую позицию.

Теперь следующий блок проходит через начальные операции, а первый как бы ожидает своей очереди попасть под инструменты второй позиции. Еще раз протекают те же десятки секунд и еще раз рывком вперед штанга подает первый блок на вторую позицию, перемещает второй блок на промежуточную и, захватив третий блок, увлекает его под инструменты первой позиции. На этот раз в первом блоке уже рассверливаются наклонные отверстия и продолжается обработка прямых отверстий в боковой поверхности. Затем штанга еще и еще раз совершает свои точные, размеренные движения -вперед и назад, вперед и назад — и каждый раз продвигает по линии первое изделие и включает в обработку новый, следующий блок.

А там, у пульта, человек — властитель линии станков — следит за тем, как включаются все новые и новые позиции. Наконец, все они работают, даже последняя — восьмая. Еще около двух минут — и из туннеля линии выходит обработанный блок. С того момента, когда это изделие поступило на первую позицию, были обработаны несколькими операциями десятки отверстий. 224 инструмента участвовало в работе.

Изделие прошло путь в 17,2 метра. И на всем этом пути ни разу не вмешалась рука человека. Но его творческая мысль, выраженная в автоматически действующих устройствах, управляла на расстоянии работой десятков точных электрических приборов: магнитными пускателями, переключателями, промежуточными реле, реле времени.

Комментарии закрыты.