схема Робертса-Остена

Сегодня технология соединения деталей по схеме Робертса Остена хорошо известна и носит название диффузионной сварки. Так, может быть, именно этим способом этруски крепили золотые шарики к меди? От этого предположения приходится сразу отказаться. Во-первых, диффузионную сварку следует производить в вакууме, так как иначе содержащийся в воздухе кислород успеет окислить медь и изделие покроется слоем черной окалины. Во-вторых, диффузионная сварка требует довольно долгой выдержки при высоких температурах).

Обеспечить выполнение всех этих условий этруски не могли. К раскрытию этрусского секрета следует подходить с другого конца. Надо найти в справочнике фазовую диаграмму систем медь — золото. Она перед вами. Но именно ее характерный вид позволил этрускам создавать свои шедевры! Впрочем, сначала убедитесь, что правилу фаз эта диаграмма не противоречит: между однофазными областями в сравнительно узком интервале температур простирается фазная область равновесия твердых сплавов. При одной единственной концентрации эта область «стягивается» в точку. Мы не будем этого строго доказывать, но такое правилом фаз не запрещается. А теперь: внимательно посмотрите на диаграмму, вспомните опыт Робертса Остена, напрягите фантазию и…, может быть, вы сами отыщете ключ к тайнам древних?

Наиболее правдоподобной представляется такая версия этрусской технологии: сначала узор из золотых шариков приклеивали к листу папируса, который затем накладывался на медную основу шариками вниз. Затем драгоценный «бутерброд» постепенно нагревали. Во время нагрева успевала произойти незначительная диффузия золота в медь и наоборот. В результате в чрезвычайно узкой зоне контакта шарика и пластины образовывался медно-золотой сплав. Робертсу Остену повезло, что объектами его опытов были свинец и золото. Эта пара металлов является одним из рекордсменов» по темпам диффузии. В иных случаях (другие металлические пары) при столь низкой температуре, как 200С, для диффузионной сварки не хватило бы и месячной выдержки.

Комментарии закрыты.