шлифование поверхности

Какие же это неровности, откуда они появляются, почему они влияют на качество и, следовательно, на работу машин? Если рассмотреть хотя бы через лупу гладкую металлическую поверхность, то на ней обнаружатся следы резца.

На цилиндрической детали эти следы — круговые, на плоской — прямые. Если такую деталь разрезать поперек направления следов и рассмотреть разрез через оп тический прибор, то кромка разреза будет иметь вид гребешка с остроконечными зубцами. Расстояние между вершинами двух соседних зубцов называется шагом неровностей, а расстояние между вершиной зубца и его основанием — высотой неровностей.

Машиностроители знали об этих неровностях уже давно и всячески пытались их устранить. Это было чрезвычайно важно для рабочих поверхностей деталей машин. Было известно, что чем меньше шаг и высота неровностей, тем точнее прилегают поверхности деталей друг к другу, тем меньше трение между ними и тем лучше работают машины. Вот почему машиностроители упорно боролись за улучшение качества поверхности, за то, чтобы уменьшить шаг и высоту неровностей.

В этой борьбе изобретались и новые способы обработки и новые станки. При обработке обыкновенным резцом поверхность получается наиболее грубая. Шаг неровностей очень велик: самый малый — 0,1 миллиметра, а самый большой доходит до 1,5 миллиметра. Высота неровностей — от 1 микрона до 100 микрон (микрон-одна тысячная доля миллиметра). Такая поверхность блестит, но зеркалом служить не может. Шлифование уменьшило шаг неровностей в тридцать раз, а высоту — в двадцать раз.

Во многих случаях такое улучшение решало задачу. И очень долго машиностроители удовлетворялись шлифованием, стараясь только всячески усовершенствовать этот вид обработки используя фрезерный станок.

Шлифованная поверхность правильнее отражает свет; в ней смутно, но правильно отражаются очертания предметов, лиц. Скоро требования к качеству поверхности трущихся деталей машин возросли. Так, например, понадобилось более чисто, гладко и точно отделывать внутренние поверхности цилиндров автомобильных двигателей. Точность должна была выражаться уже в тысячных долях миллиметра, в микронах.

Комментарии закрыты.